Строительные лицензии

Грядущие изменения в лицензировании

С 1 января 2007 года в силу должны были вступить изменения к закону «О лицензировании отдельных видов деятельности», которые предусматривают отмену лицензирования деятельности по проектированию зданий и сооружений, строительству зданий и сооружений, проведению инженерных изысканий для строительства. На смену государственному регулированию в эту сферу планируется ввести деятельность саморегулируемых организаций, которые будут наделены полномочиями осуществления контроля за надлежащим качеством строительства и проектирования. В целях недопущения злоупотреблениями в деятельности этих организаций планируется законодательно ввести материальную ответственность саморегулируемых организаций за ущерб, нанесенный третьим лицам в результате некачественного исполнения строительными организациями своих обязанностей.

Изменения в такой серьезной отрасли требуют тщательной разработки новой процедуры технического регламента, построения схем взаимодействия между саморегулируемыми органами, изменений в законодательстве, в частности в Градостроительном Кодексе Российской Федерации и ряде других законов.

Однако на сегодняшний момент не завершена работа по внесению этих изменений в законы, модели и механизмы саморегулирования не отработаны и не утверждены, поэтому наиболее целесообразным пока является сохранение государственного контроля деятельности в строительной сфере. К тому же, реестр лицензий, который ведется Федеральным лицензионным центром – это уникальная информационная база, позволяющая эффективно осуществлять мониторинг в строительной отрасли. И сейчас для государства было бы крайне опрометчиво потерять контроль над этой важнейшей сферой экономики.

По этой причине в декабре 2006 года президент РФ Владимир Путин подписал закон, продлевающий лицензирование в сфере строительства до 1 июля 2007 года, а в июле продлил этот срок еще на год – до 1 января 2009 года.

Эксперты в этой области считают, что для успешного реформирования в этой сфере необходимо сначала провести эксперимент внедрению системы саморегулирования, разработать и опробовать его в каком-либо одном федеральном округе, и при положительных результатах уже переносить на всю страну в целом. Также необходимо наладить четкое регулирование в сфере безопасности, ввести критерии качества строительства и разработать механизмы контроля соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ и Федерального закона «О техническом регулировании».

На данный момент в Государственной Думе рассматриваются два альтернативных законопроекта о саморегулировании в строительстве.

Однако в связи грядущими послаблениями в связи с принятием поправок в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», согласно которым с 1 января 2009 года все же отпадет необходимость получения лицензирования строительной деятельности, у организаций возникает вопрос: стоит ли начинать процедуру получения лицензии сейчас?

В настоящее время даже сам Федеральный лицензирующий орган не располагает полной и достоверной информацией по поводу сроков и механизмов новой системы регулирования строительной отрасли. Таким образом, пока не будут приняты окончательные законопроекты, действующая процедура получения строительных лицензий остается по-прежнему в силе. И всем организациям и индивидуальным предпринимателям по-прежнему необходимо получать и продлевать лицензии. Только так они смогут осуществлять проектную, изыскательскую и строительную деятельность на совершенно законных основаниях.